РЕАЛИИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ

 На протяжении более 20 лет теория поколений с лёгкой руки её отцов-основателей  Нейла Хоува (Neil Howe) и Вильяма Штрауса (William Strauss) не даёт покоя исследователям различных отраслей знаний и адептам бизнеса.  После выхода в свет в 90-х годах прошлого столетия их трудов Generations («Поколения») и The Fourth Turning («Четвертое превращение») мир по-иному взглянул на проблемы конфликта поколений, а сюжет романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 60-е годы XIX столетия, наконец, получил своё научное обоснование. Но как выяснилось, конфликт поколений наложил отпечаток не только и даже не столько на семейный уклад (близкие люди всегда найдут способ разобраться друг с другом), сколько на взаимоотношения людей внутри трудовых коллективов, восприятие  ими текущей действительности и, в частности, существующих подходов в обучении и т.д. Динамически меняющаяся система социума,   вошла в противоречие с непреложным фактом, что жизненные ценности конкретного индивидуума формируются  до 12-14 лет, причём под влиянием также динамически меняющейся окружающей среды. Столь большое количество переменных, влияющих на мировоззрение и уклад жизни, породило феномен разности моделей поведения людей, принадлежащих к одному поколению по отношению к моделям поведения представителей другого поколения в пору того же возраста. Стало понятно, что по старым рельсам паровоз уже не едет, и мерить представителей иного поколения “на свой аршин”, “учить их жизни” оказалось занятием неблагодарным, малополезным и даже опасным. Как и предполагалось, первым на столь полезное открытие отреагировал бизнес. Ведь чем ближе проблема к “живым” деньгам, тем она острее воспринимается, быстрее, эффективнее и проще решается. Разновозрастными работниками надо эффективно управлять и обучать их. Прежде других под прицел исследователей попали Поколение Х (люди, рождённые в период 1965-1983 гг.) и ПоколениеY (рождённые в 1984-2000 гг.) Иксы составляли и составляют большую часть трудо- и платёжеспособного населения планеты, а Y-ки, как поколение приходящее им на смену, но весьма перспективное в силу очевидного естественного убывания иксов. В ближайшие десять лет Y-ки будут составлять 50% работающего населения России. Именно они и представляют сегодня наибольший  интерес, в том числе,  с точки зрения поиска и формирования новых подходов их обучения.

   Who’re you Mr.Y?  Их называют поколением “Миллениум”, т.к. встретили новое тысячелетие весьма молодыми.

   Они характеризуются:

  • стремлением к свободе, в смысле организации своего времени по собственному усмотрению, свободному графику учёбы и работы;
  • ориентацией на быстрый результат;
  • высокой ценностью самореализации;
  • лимитом внимания и продолжительности прилагаемых усилий (любые занятия, тренинги и встречи не более 30 минут, а лучше – 2х15, а рабочий день – не более 6 часов);
  • виртуальностью. Их жизнь наполнена www, SMS, Skype, MP3, смартфонами, iPod, iPad, планшетами, Facebook, YouTube, Twitter, Smart TV и т.д.
  • удовольствием, как обязательной составляющей любой деятельности, в том числе работы и учёбы;
  • стремлением к комфортному психологическому климату;
  • сильными мотивами к содержательности и увлекательности учёбы и работы. 

   Они молоды, умны и зачастую нахальны. У них мало героев, но они с лёгкостью творят кумиров. При этом боятся быть похожими на других. Они амбициозны, разносторонне развиты, уверены в себе, ценят гибкость в любых её проявлениях. Баланс работы и личной жизни существенно сдвинут в сторону последней [7]. Они с удовольствием работают, но не хотят, чтобы работа становилась их жизнью, как это зачастую бывает с иксами. Y-ки свято верят в свою уникальность, и легко меняют места работы. Комфортно чувствуют себя в ситуации полной неопределённости и умеют делать несколько дел сразу. Не переносят жёсткий контроль, предпочитая ему чёткую постановку задач и полную самостоятельность в ходе их выполнения. Люди Поколения Y заведомо считают себя не менее способными и продуктивными всех остальных, что во многом стало причиной волны безумных, но при этом успешных старт-апов, осуществлённых молодыми людьми в разных направлениях бизнеса.

   Иными словами, Поколение Y существенным образом отличается от Поколения Х, а это означает, что и подход к обучению Y-ков должен быть иным. Характерно, что более 80% знаний, которые получает новое поколение, приходят к нему через неформальное обучение. Они уже в большей степени живут в сети и виртуальной реальности, а не в аудиториях и лабораториях, при этом, зачастую комфортнее  чувствуют себя в глобальной сети,  нежели в реальной жизни. Опрос студентов факультета туризма и сервиса СГУ дал интересные результаты. У всех опрошенных студентов имеются компьютеры или ноутбуки. В среднем они проводят за компьютером 3,6 часа в день и 3,5 часа в сети Интернет. 96% из них зарегистрированы в одной или нескольких социальных сетях – практически все из зарегистрированных имеют аккаунт ВКонтакте, 55% — в Facebook, 26% — в Twitter, 17% — в Одноклассниках.  Пятую часть студентов не устраивает учёба по установленному расписанию и около трети отметили, что слишком много времени проводят в аудиториях. Они предпочли бы сами формировать график своей учёбы, если это было бы возможно. 88% студентов полагают, что конспекты лекций и презентаций, а также практические и самостоятельные работы по изучаемым дисциплинам вне зависимости от формы обучения должны быть доступны дистанционно на сайте вуза.  Половина студентов предпочли бы от 20 до 40 процентов общего объёма изучаемых дисциплин осваивать дистанционно, используя сайт университета. 44% студентов в образовательном процессе не достаёт тренингов, 23% — деловых игр и иных игровых форм обучения, а 21%  отметили необходимость использования в ходе занятий компьютерных симуляторов профессий. При этом 13-ти процентам опрошенных студентов сегодня учиться скучно, а 11% — не интересно.

       Для Иксов (чит. преподавателей)  они — не от мира сего. Иные. Малопонятные и противоречивые. Но “если нельзя подавить бунт – надо его возглавить”! Страсть Y-ков к виртуальной реальности с успехом эксплуатируют многие известные (и не очень) образовательные учреждения, перенося часть своей учебной деятельности в киберпространство. Высокореалистичная 3D среда способствует глубокому погружению в процесс обучения, обеспечивает живое взаимодействие обучаемых друг с другом и преподавателем.  Обучение посредством виртуальной реальности характеризуется интерактивностью, высокой степенью погружения и длительностью вовлечения. Учебный материал через Интернет доступен географически распределённым пользователям по формуле 24/7/365 (всегда). Виртуальные пространства имеют способность “уплотнять” информацию и обеспечивают более высокий уровень творчества и инновационности пользователя [10]. Построение образовательного процесса через виртуальные среды предоставляет возможность использовать богатый арсенал средств передачи знаний: текст, иллюстрации, видео, презентации, анимация, интерактивные объекты, моделирование процессов, систем и, собственно, реальности. Особое место в обучении через виртуальную среду занимают виртуальные миры (ВМ), которые стали сегодня неотъемлемой частью  жизни значительной доли пользователей Интернет. Большое количество ВМ имеет, в том числе, образовательные территории, сообщества, а также представительства известных образовательных учреждений и организаций. Одним из самых популярных виртуальных миров является SecondLife [5], созданный компанией Linden Lab. Владельцы аккаунтов в SecondLife получают возможность выбрать наиболее приемлемый для них способ виртуального существования — участие в сообществах по интересам, создание виртуальных товаров, строительство, создание виртуальных предметов искусства, общение в чате или голосом, путешествия по многочисленным примечательным местам виртуального мира, участие в познавательных и обучающих мероприятиях. Linden Lab предложил пользователям самим “застраивать” виртуальный мир, продавая наделы виртуальной земли, тем самым заставив креатив миллионов пользователей работать над созданием кибер-мира.  Образовательная часть в SecondLife представлена рядом известных университетов, таких как: Stanford University, который   явился соучредителем виртуальной библиотеки, Washington State University, Arkansas State University, Indiana University, National University of Singapore, University of Western Australia, San Diego State University, University of Delaware, Stockholm School of Economics.

       University of  Texas открыл в Second Life свои кампусы. На площадке Rockcliffe University Consortium  регулярно проводятся встречи и форумы научной общественности, а также музыкальные мероприятия, просмотры новых фильмов. Здесь же расположен театр, художественный музей, академическая научно-исследовательская библиотека. USC Marshall School of Business предоставляет возможность студентам создавать на своей территории в Second Life свой собственный бизнес, управлять недвижимостью и слушать лекции в режиме реального времени.        ARCHI21 – финансируемый Евросоюзом проект в  Second Life, сочетающий в себе задачи по обучению языкам, архитектуре и дизайну. Эта экспериментальная площадка в виртуальном мире застраивается самими студентами, преподавателями архитектурных факультетов и действующими архитекторами из разных стран. Mayo Clinic в Second Life бесплатно консультирует население виртуального мира по вопросам здравоохранения, проводит специализированные виртуальные конференции и встречи медицинской общественности.

    С 2007 году Second Life используется как место для обучения иностранным языкам. Virtlantis – это открытая зона и сообщество преподавателей и людей, изучающих английский язык. При этом 63% участников виртуальных языковых курсов признают, что подобное обучение для них менее трудозатратно и 56% считают его более активным, нежели обучение в аудитории. Мир Second Life признан эффективным средством обучения, с одной стороны потому, что он обеспечивает социальную лабораторию, где ролевые игры, моделирование, исследования и эксперименты могут быть опробованы в относительно стабильной окружающей обстановке, с другой как возможность обучаемых общаться с людьми со всего мира.

   Несмотря на такую огромную заинтересованность, идея использовать SecondLife для обучения не была до конца реализована. Достигнув своего пика в 2007 году, интерес к проекту стал постепенно угасать.

  Среди специализированных образовательных виртуальных миров можно также выделить vAcademia. В vAcademia есть все необходимое для проведения эффективных учебных занятий: разнообразные аудитории, интерактивные доски с набором презентационных инструментов, текстовые и звуковые коммуникации, поддержка вэб-камер. В нём можно читать лекции, проводить семинары, обсуждения, делать презентации. vAcademia в большей степени предназначена для формального обучения, стыкуется с Learning Management Systems, но характеризуется меньшими возможностями в области использования симуляторов, при этом проста и интуитивно понятна в использовании. vAcademia явилась одной из первых платформ, позволяющей вести запись 3D-событий, что существенно расширило возможности экспериментального обучения.

   С другой стороны в настоящее время подавляющее большинство популярных, собирающих наибольшую аудиторию виртуальных миров имеют дегенерирующую личность направленность, погружая её в иллюзорную среду, где провоцируется, в том числе, реализация низменных наклонностей. Поэтому переносить образовательный процесс в полном объёме в виртуальную реальность было бы делом поспешным и во многих случаях малоэффективным.  Показательно, что всего 6% из опрошенных студентов ФТС СГУ путешествуют по виртуальным мирам. Истина, наверное, где-то рядом (или между). Поэтому представляется целесообразным при поиске оптимальных подходов к построению системы обучения Поколения Y обратить внимание на смешанное обучение (Blended Learning, BL), в основе которого положена комбинация различных форматов и видов обучения. Концепция  BL применяется и развивается уже давно и применительно к Поколению Y акцент должен быть поставлен на  сфокусированности, информативности, краткосрочности и многоформатности  обучения. Y-ки прекрасно воспринимают образовательные модели, построенные на принципах социального конструкционизма, когда студенты и преподаватели совместно добывают, делятся и конструируют знания. Y-кам нравится самостоятельно создавать и модерировать образовательный контент. Им чужды информационная и педагогическая цензура, они крайне избирательны в вопросе полезности знаний (40% опрошенных студентов отметили, что их тяготит необходимость получения ненужных с их точки зрения знаний) и восприимчивы к ненасильственным и игровым способам его получения. Показательным примером приемлемости и популярности Blended Learning является стремительный рост числа университетских виртуальных образовательных платформ, являющихся основой on-line поддержки учебного процесса. Так, на сайте www.e.sutr.ru (электронный университет СГУ), построенном на LMS Moodle, в настоящее время зарегистрировано 3939 студентов Сочинского государственного университета, причём 3261 пользуются им активно. За период с октября 2011 по октябрь 2012 рост количества пользователей портала составил 66%, а число размещённых на сайте электронных курсов и дисциплин достигло 2609.

    К инструментам Blended Learning можно отнести и мобильное обучение как разновидность виртуального. В 1 квартале 2012 года было продано 2,5 млн. смартфонов, большинство которых отлично справляются с любыми задачами, связанными с www. При этом, по итогам 1-го квартала 2012 года, доля смартфонов в общем количестве проданных мобильных телефонов составила 26,7%. Это означает, что получение образовательного виртуального контента больше не зависит ни от наличия электропитания в 220 вольт, ни от wi-fi. Он доступен везде, где есть мобильная связь. На середину 2012 года сотовой связью было покрыто более 60% территории России  или практически вся густонаселённая часть страны. Люди Y очень ценят свое время и предпочитают быстрое получение информации. Учитывая пристрастие Поколения Y к коротким образовательным сессиям, “на ходу” (в транспорте, при вынужденном кратковременном ожидании и т.д.), мобильное образование становится для Y-ков доступным и популярным способом получения знаний. 48% студентов ФТС СГУ используют свои мобильные телефоны для выхода в Интернет, в том числе, и с образовательными целями.

Как же обеспечить Y-кам благоприятные условия получения знаний. И кто учителя? Люди Х, с устоявшимся мировоззрением и “своим подходом к молодёжи”? Что в итоге? Решаемо ли в принципе уравнение X+Y=? Или каждое поколение будет “вариться в собственном соку”? Теория поколений молода и не совершенна, и в этом её элегантность и загадочность. На подходе поколение Z (дети, родившиеся после 2003 года). Станут ли они такой же загадкой для Y-ков? И как сложится их судьба, учитывая, что Z – последняя буква алфавита..? Жизнь не стоит на месте и надо приспосабливаться к ней, иногда вопреки устоям и инерции; видеть в новом поколении прогресс, а не сплошь ошибки и угрозы. Может, просто не бояться меняться, несмотря на возраст..? Тогда у цивилизации будет шанс пройти алфавит заново.

Андрей Апухтин

Руководитель отдела мониторинга профессиональных компетенций и корпоративной подготовки персонала дирекции гостинично-оздоровительного комплекса НАО ”Центр ”Омега”, город-отель “Бархатные сезоны”, крупнейший в России гостиничный комплекс, г. Сочи

  Библиографический список

  • Давыдов. М.  Y? www.trainings.ru
  • Лютикова Е.  Поколение Y: как понять, как управлять? http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1649583/
  • Graves, Lucia (2008). A Second Life for Higher Ed: A virtual world offers new opportunities for teaching. U.S. News and World Report. Retrieved from: http://www.usnews.com/education/online-education/articles/2008/01/10/a-second-life-for-higher-ed.
  • http://lindenlab.com
  • http://secondlife.com
  • http://vacademia.com/social/mainPageVideo/id/1
  • http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1499717
  • http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1649583/
  • http://www.ip-news.ru/?cat=news&key=6164
  • http://www.sim4training.com
  • http://hoteltrainings.ru