Проректор по учебной работе Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России Людмила Гизатулина о реализации программ непрерывного медицинского образования

Непрерывное медицинское образование (НМО), для нашей страны – новая и пока непривычная форма повышения квалификации. В отличие от традиционных пятилетних сертификатов, НМО дает возможность выстраивать персональные траектории обучения, что позволяет специалистам получать знания и компетенции в соответствии с их индивидуальными потребностями.

Основными особенностями НМО являются:

внедрение непрерывности обучения в течение всего календарного года отдельными краткосрочными курсами;

широкое применение дистанционных технологий, что позволяет проходить обучение с минимальным отрывом от трудовой деятельности;

возможность формирование тематик учебных программ с учетом наиболее актуальных проблем практического здравоохранения.

В 2016 году Академия постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России стала одним из первых учреждений дополнительного профессионального медицинского образования, которое приступило к разработке и размещению программ повышения квалификации на портале НМО Минздрава России. К концу 2018 г. на портале было опубликовано и утверждено методистами-экспертами Министерства здравоохранения России 153 программы Академии. Из представленных программ – 70% реализуются в дистанционном формате, что значительно повышает доступность образовательных материалов для специалистов всей России и ближнего зарубежья.

Содержание программ повышения квалификации в рамках НМО, разработанных авторскими коллективами кафедр Академии и содержащих материалы в соответствии с требуемыми компетенциями и по наиболее актуальным проблемам здравоохранения, включает в себя контрольно-измерительные задачи по итогам курса. В большинстве своем – это краткосрочные циклы трудоемкостью от 18 до 36 часов.

С момента старта систем НМО в России на базе Академии прошли обучение и получили первые кредитные баллы более 2000 слушателей на различных циклах НМО по таким направлениям подготовки как: общественное здоровье и здравоохранение; клиническая стоматология и имплантология; дерматовенерология и косметология; клиническая лабораторная диагностика и др.

В дальнейших планах Академии увеличить количество циклов обучения с применением дистанционных образовательных технологий для привлечения большего числа медицинских работников через портал НМО. Дистанционные образовательные материалы разрабатывались с использованием инновационных технологий, создавались интерактивные модули в программе iSpring, проводились вебинары, онлайн-курсы и т.д.

Наиболее востребованными программами повышения квалификации у практикующих работников здравоохранения (руководителей медицинских организаций, врачебного и среднего медицинского персонала) являются программы повышения квалификации, которые частично или полностью основаны на применении дистанционных образовательных технологий. Главное преимущество такой формы обучения состоит в том, что оно проходит без отрыва от работы или с частичным отрывом от рабочего места.

В Академии в рамках реализации концепции приоритетности обучения с преобладающим применением дистанционных образовательных технологий:

Создан дистанционный портал на платформе MOODLE;

Разработаны внутренние методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава (ППС) по созданию дистанционных циклов и размещению электронных материалов на дистанционном портале;

Организовано обучение ППС кафедр и курсов на цикле «Технические основы конструирования дистанционных курсов в СДО MOODLE» с целью повышения компьютерной грамотности и информационно-коммуникационных компетенций;

Разработаны правила размещения паспортов программ повышения квалификации на портале НМО.