Под прикрытием, или Облатка «Облака»

Семён Лопато. Облако. — М.: АСТ, 2019. — 384 с. — (Городская проза).

 

Автор этого романа известен своими книгами авантюрной прозы и приключенческих сюжетов. На этот раз «Облако» Семёна Лопато в заманчивом стиле «нуар» (что означает «сумрачную» фабулу и харизматичных героев) исполнено по другим правилам. В принципе, это тот же «шпионский» роман, только «прикрытием» в данном случае служит не «спасение мира», как в прежних книгах автора, а «воскрешение» самого себя. Да и самого «заморского» жанра тоже, чему в романе посвящено немало пассажей памфлетного толка.

Так, например, технология презентаций (использованных в мэрии для решения проблемы Облака), «введенная практичными американцами как способ показать кратчайший путь к деньгам, в России, как и все, приходящее с Запада, была по-своему переосмыслена, результатом чего стало возрождение,казалось бы, навсегда ушедшего в прошлое искусства народного лубка — прием, применявшийся за рубежом для обнажения смысла, в отечественных условиях стал использоваться для преобразования текста любой длины в книжку с картинками».

В целом, немало проблем решено в «Облаке», герой которого попадает в город, где круглый год темная ночь, и так уже восемь лет подряд. Дело в том, что на местном химкомбинате произошла авария, в результате которой город почти опустел, связь отсутствуют (снова вернулись пейджеры), оставшиеся жители живут прежней жизнью, словно во сне. Обсуждают литературу в кружке у местного философа, проводят фестивали тяжелого металла (а какую еще музыку здесь играть?) и даже слушают оперу, устроенную властями на реке.

Проблемы же, решенные в романе – это, в первую очередь, погружение героя вглубь истории края, а затем уж (неожиданно) вглубь себя. Пройдя немало испытаний – распятие на кресте, поиски свидетелей аварии, случайные связи – он оказывается по ту сторону своей прежней жизни, в которой и любимая женщина, и былая карьера. Попав в центр управления комбината, герой опускается еще глубже по туннелю памяти, чему способствует психотропная защита объекта, вызывающая галлюцинации. В которых – не только фантасмагория близкого Апокалипсиса с ордами чудовищ, Минотавром и неожиданной отправкой на фронт, но и встреча с единственной и неповторимой. Повторяется разве что горечь ситуации (разлуки), словно в дурном сне, а свежесть и новизна чувства каждый раз по-новому…

В результате пароль, который удается разгадать на пару с вызванным помощником-хакером, оказывается более глобальным кодом советского бытия. Он возвращает к жизни фантомы прошлого, вызывая и духов ученых, и живых свидетелей, готовых пожертвовать жизнью ради защиты стратегического объекта. «Подперев голову кулаком, наливающимися кровью глазами Вадим разглядывал визитеров. — Изобретали научные теории. Проводили высоколобые научные опыты. Ради верификации каких-то высоколобых казуистических идей устроили безответственный эксперимент в масштабах города, спровоцировали техногенную катастрофу регионального масштаба. Развал городской инфраструктуры, массовый отток населения, крах экологии, критичный рост смертельно опасных заболеваний…»

И задачи финансово-промышленной группы, пославшей героя решить проблему Облака, оказываются не особо важны по сравнению с тем, что он увидел в городе. Во-первых людей – отчаявшихся и страстных, озлобившихся и воскресших, потухших и еще тлеющих надеждой на спасение. Главное, обмануть Систему, как в упомянутых шпионских триллерах, еще главнее – остаться самим собой, что герою удается. Он даже пишет стихи в галлюциногенном состоянии, а не, скажем, играет в футбол или машет бензопилой. Хотя, советы российской сборной все-таки дает, и драку с главным злодеем затевает. И никакое «прикрытие» финансовых структур не делает его бездушным механизмом-коллектором, а всего лишь – винтиком, частичкой единого целого: и с городом, и с миром. «— Ну и кто вам подбросил ваши судьбоносные и прорывные научные решения? – спрашивает он у хозяев эксперимента. — Инопланетяне? Дьявол? Ну а я, прельстившись идеями о принципиально новых финансовых практиках, должен теперь отойти в сторону и не мешать людям с определенной ментальной направленностью предаваться тому, что у них получается лучше всего, — истерическим спорам и провинциальному самолюбованию».

В идеале, конечно, должно победить Добро, ведь «Облако» — это темный «нуар» лишь по жанровому принципу, а на самом деле, его внутренняя стратегия романа воспитания – да-да, и такая имеется! – не допускает двусмысленности. И пускай финал открыт, но в том числе – и всем сюжетным ветрам, которые развеют и Облако, и споры вокруг него, и темные силы советского прошлого.

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.