Отношения в команде

Команда VS рабочая группа: поймите, что вам нужно

Главное, о чём стоит помнить любому владельцу бизнеса и, по совмещению, начальнику кадров — что любая команда работает в 10 раз эффективнее простой рабочей группы. И, да, это не пустые слова, а проверенные данные по статистике HR-исследований.

Вам недостаточно нескольких проверенных специалистов-экспертов для того, чтобы машина заработала. Никакая сумма материального обеспечения не заставит развиваться бизнес-проект самостоятельно должным образом. Вам нужна именно команда — только тогда ваш стартап начнёт работать с максимальной отдачей.

Плохая новость: отношения в команде не наладятся сами, их надо взрастить искусственным образом и время от времени удобрять. Хорошая новость: этому под силу научиться. Главное — уловить основы взаимодействия между членами вашего миниатюрного сообщества и настроить их нужным образом. Я, как практикующий бизнес-тренер, который провёл не один десяток мероприятий по тимбилдингу, могу с уверенностью сказать: команду создать можно практически из любых сотрудников. Нужно только постараться.

Главные заповеди командообразования

Заповедь первая. Осуществляй разумную координацию действий.

Пускать решения команды на самотёк нельзя — она элементарно может выбрать удобный для себя, но неподходящий вам сценарий; или, например, предоставит результат своей деятельности не вовремя, упустив все разумные сроки. Однако, осуществлять неоправданно строгий контроль тоже нельзя — сотрудники с большой долей вероятности взбунтуются. Необходимо очень чётко понимать для себя грань, между которой управление командой осуществляется мягко, но необратимо. Именно её и следует претворять в жизнь.

Заповедь вторая. Постоянное взаимодействие.

Неважно, каков у вас коллектив и в каком порядке работают сотрудники: в одном офисе, на удалёнке, фрилансе или аутсорсе. Важно дать почувствовать им свою сплочённость. Но нужно и тут не переборщить: вы не должны заниматься замещением роли семьи для своих сотрудников. Они должны просто приходить на своё рабочее место, с удовольствием трудиться и с чувством глубокого удовлетворения создавать общий корпоративный продукт.

Заповедь третья. Взаимозаменяемость.

Как говаривали советские политклассики, незаменимых людей у нас нет. Каким бы важным не был сотрудник, вы должны видеть обходные пути, по которым могли бы раскидать его функциональные обязанности в случае форс-мажора. Так, чтобы работа была бы выполнена, может, и не на привычном максимуме, но на вполне достойном уровне.

Заповедь четвёртая. Каждый должен находиться на своём месте.

Простая истина: если человек работает в своём амплуа, он наиболее эффективен. Заставьте сотрудника играть не свою роль — и будете удивлены феноменально низким качеством работы. Поэтому внимательно относитесь к его личным и профессиональным способностям, поручайте каждому члену своей команды то, что ему доставит наибольшее удовольствие и мотивирует работать с наивысшей самоотдачей.

Это касается не только трудовых обязанностей, умений и навыков, но и самого положения в коллективе. Например, как давно вы задавались вопросом отличия наёмного работника от стартапера? Один исполнителен, быстро обучаем и добросовестен. Другой максимально инициативен, способен нести ответственность и прилагать максимум усилий, но не потерпит фрагментации информации или усидчивой монотонной работы. Зато одному нужна финансовая стабильность, а другой способен работать почти за одну идею ради причастности к ней. В зависимости от специализации вашего предприятия вам может потребоваться первый или второй тип сотрудника. Уверены ли вы, что в настоящее время все ваши сотрудники находятся именно на своих местах — тех, где способны принести максимальную пользу вам и самореализацию — себе?

То же самое касается соответствия психологической адаптации сотрудников занимаемым им местам; их навыков и профессиональных возможностей, взаимопонимания в коллективе, общей и индивидуальной мотивации, раскрытия доверия между всеми членами коллектива, и так далее, и так далее.

Заповедь пятая.  Разделяй и властвуй.

Понятно, что каждому владельцу предприятия физически неприятна мысль о делегировании своих полномочий. Кажется, что всё может развалиться, а наёмный управляющий непременно окажется ушлым, нечистым на руку и сильно себе на уме. Но, в то же самое время, любой разумный человек понимает: складывать все яйца в одну корзину опасно. Нужно учиться делиться своей властью.

Однако, совсем необязательно препоручать всё одному человеку или ставить во главу каждого отдела узкоспециализированного специалиста. Напротив, в современном мире как никогда популярна идея управленческой команды.

Под этим хитрым названием подразумевается конгломерат топ-менеджмента. Здесь существует командная ответственность при максимально развитой демократической корпоративной культуре. Тут отсутствует недосказанность и отдельная профильность, а все решения принимаются сообща в результате голосования. Стоит отметить, что управленческая команда занимается не тактическими, а стратегическими решениями, её же сплочённость и постоянство членов вокруг лидера (вас) является гарантом лучшего решения любых важных долгосрочных планов.

Спросите — и вам ответят

Я рассказал вам о самых главных теоретических аспектах построения взаимоотношений в команде. Разумеется, это далеко не всё — невозможно за пять минут объяснить все тонкости тимбилдинга. Но вполне можно понять их в ходе индивидуального узконаправленного тренинга. Я отдаю предпочтение работе в небольших командах по 5–15 человек (которыми являются, например, отдельные трудовые коллективы). Здесь сразу понятно, с чем придётся работать. А вам, как владельцу бизнеса, не придётся тратить время на общие фразы и притирку к новой информации — в ходе трёхдневного бизнес-тренинга вы получите сплочённый и максимально вовлечённый в ваш проект коллектив, готовый к корпоративным подвигам небывалой высоты.

Андрей Дорожкин