Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Джоргнцян Тигран Вараздатович
+374 41244040
t.jorgncyan@yahoo.com

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Введение

Начнем с различия понятий права человека и свободы человека: под правами человека понимаем охраняемые и обеспечиваемые государством возможности что-то делать, осуществлять то, что разрешено законом соответствует природе человека. свободами человека понимаем отсутствие каких либо ограничений в деятельности или поведении.

Права в свою очередь делятся на гражданские(личные), политические, экономические, социальные и культурные.

Личные права обеспечивают существование человека и защиту от государственного произвола, политические права обеспечивают участие граждан в политической жизни страны, экономические права обеспечивают свободное распоряжение предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности, социальные права обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни, культурные права обеспечивают духовное развитие и самореализацию

Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

Значение социально-экономических прав для обеспечения правового статуса личности бесспорно. Как, отмечено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами».

Социально-экономические права закреплены в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1996 года вступившей в силу 3 января 1976 года и в национальном законодательстве Российской Федерации и Республики Армения.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах основывается на предпосылке о том, что невозможно добиться права на достойную жизнь без условий, обеспечивающих удовлетворения базовых жизненных потребностей каждого человека. Пакт предусматривает: право на труд; право на справедливые и благоприятные условия труда; право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые; право на социальное обеспечение; право на защиту и помощь для семьи, матерей, детей и молодежи; право на достаточный жизненный уровень, включая пищу, одежду и жилище; право на охрану здоровья; право на образование; и право на участие в культурной жизни. Пакт утверждает, что все народы имеют право на самоопределение и в силу этого права они могут свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В нем также подтверждается равное для мужчин и женщин право пользования всеми правами. В Пакте конкретным содержанием наполняется концепции достойной жизни, уделяя пристальное внимание ее отдельным аспектам, а именно, факторам и условиям необходимым для удовлетворения материальных потребностей человека, его интеллектуального и духовного развития, взаимодействия с обществом и участия в культурной жизни.

Определенные права доступны для безотлагательного применения национальными правовыми системами. К ним относятся обязательство обеспечить равную оплату труда женщин и мужчин за труд равной ценности, разумное ограничение рабочего времени и установление оплачиваемого периодического отпуска, введение уголовного наказания за применение труда детей в области опасной для их жизни и вредной для их здоровья. Другие положение Пакта содержат требования об отсутствии дискриминации, которые подразумевают, что экономические, социальные и культурные права должны осуществляются без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. В некоторых развивающихся странах наблюдается тревожная тенденция – когда возникает критический дефицит продовольствия, оно становится доступным только отдельным привилегированным слоям общества. По словам Комитета по экономическим, социальным и культурным правам недостаток ресурсов нельзя считать причиной несоблюдения требований об отсутствии дискриминации; наоборот, в периоды экономических трудностей, когда обездоленные группы населения требуют особого внимания, данная норма имеет первостепенное значение.

Признание права на труд связывается с одинаковой для всех возможностью продвижения в работе на соответст­вующие более высокие ступени исключительно на основании трудо­вого стажа и квалификации.

Признается также право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны. Признание права за каждым на достойный жизненный уро­вень дополняется перечнем направлений деятельности, с помощью которых государства должны обеспечить это право. Пакт ориентирует государства на достижение наивысшего уровня физического и психи­ческого здоровья каждого человека. Он ставит задачу защиты детей и подростков от экономической и социальной эксплуатации. Пакт, раз­вивая право на участие в ассоциациях, закрепляет право каждого че­ловека создавать для защиты своих экономических и социальных ин­тересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему вы­бору. Признавая семью естественной и основной ячейкой общества, Пакт вменяет государствам в обязанность по возможности предостав­лять семье самую широкую охрану и помощь. Участвующие в Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин пра­во пользоваться всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в Пакте.

Положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, касающиеся выполнения обязательств, взятых на себя его участниками, отличаются от соответствующих положений Пакта о гражданских и политических правах. Если государства — участники последнего обязуются уважать и обеспечивать права, содержащиеся в Пакте, то есть немедленно приступить к реализации всех положений договора, то согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах его участники обязуются предпринимать меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление содержащихся в Пакте прав постепенно.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признает влияние ресурсных ограничений на степень и темпы претворение в жизнь его положений и позволяет постепенное осуществление всех прав, содержащихся в нем. Кроме того, согласно Пакту, обязательства государства по удовлетворению материальных потребностей своего народа, не предполагают предоставление материальных благ напрямую

Это означает, что государство — участник Пакта выбирает такие меры по объему обеспечения взятых обязательств, которые согласуются с его ресурсами в данный период времени. Реализация договора в полном объеме ставится в зависимость от потенциала государства, его возможностей. Такая перспектива реализации договора породила представление только о рекомендательном характере положений Пакта. В действительности содержание Пакта об экономических, социальных и культурных правах не влияет на его юридическую природу. Он так же обязателен, как и любой действительный и введенный в действие международный договор. На него в полной мере распространяется действие принципа добросовестного соблюдения международных обязательств.

Государства не должны произвольно ограничивать права, содержащиеся в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Статья 4 предусматривает, что государство-участник может устанавливать только такие ограничения прав, признанных в Пакте, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Национальное законодательство

В Конституции Российской Федерации как и Республики Армения закреплены социально-экономические права.

Экономические права и свободы — это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества.

Так, закрепленные на Конституционном уровне экономические права:

— Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. (часть 1 статьи 34 Конституции РФ, часть 1 статьи 59 Конституции РА)

— Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности (часть 2 статьи 35 Конституции РФ, часть 1 статьи 60 Конституции РА)

— Право на наследование частной собственности (часть 4 статья 35 Конституции РФ, часть 2 статьи 60 Конституции РА).

— Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции РФ, часть 1 статьи 57 Конституции РА).

— Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ, часть 5 статьи 57 Конституции РА).

— Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены  (часть 3 статья 37 Конституции РФ, статья 82 Конституции РА).

— Право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ, часть 2 статьи 84 Конституции РА).

— Право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ, часть 1 статьи 58 Конституции РА)

Социальные права и свободы — это права и свободы, призванные обеспечивать социальные потребности человека и общественную безопасность общества в целом.

Закрепленные на Конституционном уровне экономические права:

— в сфере труда (на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и др. – статья 37 Конституции РФ, статья 58 и 82 Конституции РА);

– на отдых (часть 5 статьи 37 Конституции РФ, статья 82 Конституции РА);

– на социальное обеспечение (статья 39 Конституции РФ, статья 83 Конституции РА);

– на жилище (статья 40 Конституции РФ, статья 32 Конституции РА);

– на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции РФ, статья 85 Конституции РА);

– на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ, статья 12 Конституции РА);

– на создание профессиональных союзов, иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (статьи 13, 30 Конституции РФ, статья 45 Конституции РА).

Список Литературы

Конституция Республики Армения

http://www.parliament.am/law_docs5/06122015.pdf

Конституция Российской Федерации

http://www.constitution.ru/

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml

Основные положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Экономические и социальные права

https://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/ekonomicheskie-sotsialnyie-prava-16747.html

Экономические права и свободы

http://allstatepravo.ru/mpkp/mkp2/mkp25/kons254.html

Социальные права 

https://studme.org/30923/pravo/sotsialnye_prava_cheloveka_grazhdanina_rossiyskoy_federatsii