КБГУ примет участие в реализации национальных проектов

Национальный проект образования

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова примет участие в реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Наука» и «Цифровая экономика», что позволит вузу усилить инфраструктуру, реализовать специальные образовательные программы и подготовить  профессиональные кадры, нацеленные на опережающее развитие региона.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены три основных направления развития страны на предстоящие 6 лет: на основе экономического роста обеспечить повышение качества жизни (человеческий капитал) и создать комфортные условия для жизни.

В соответствии с этими направлениями развития приняты 12 национальных проектов и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», который также приравнивается к нацпроекту. Поэтому можно говорить практически о 13 национальных проектах. С целью их реализации разработаны федеральные государственные проекты, а в субъектах РФ – региональные проекты.

Практически все федеральные и региональные проекты предусматривают подготовку, повышение квалификации и дополнительное образование кадров, призванных реализовать проекты. Поэтому задачи и возможности участия КБГУ в реализации федеральных и региональных проектов весьма обширны.

Наибольший интерес для нас представляют проекты, входящие в нацпроект «Образование», «Наука» и «Цифровая экономика».

В структуре национального проекта «Образование» 10 федеральных государственных проектов, из которых 5 имеют непосредственное отношение к вузам: «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования». Основные задачи, предусмотренные в этих проектах следующие:

«Цифровая образовательная среда»:

— создание и функционирование Центра цифровой трансформации образования;

— создание целевой модели цифровой образовательной среды;

— внедрение федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, набор типовых решений.

«Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования):

— модернизация профессионального образования, в т.ч. посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

Глобальная конкурентоспособность высшего образования:

— государственная поддержка не менее 30 ведущим университетам, отобранным по конкурсу;

— гранты не менее 30 научно-педагогическим работникам из университетов, которым предоставляются гранты для разработки передовых образовательных программ высшего образования и их отдельных частей (рабочих программ, модулей, курсов) по приоритетным направлениям подготовки кадров;

— к 2024 г. каждый ведущий университет, получающий государственную поддержку, должен обеспечить достижение конкретных достаточно напряженных показателей;

— сформировать перечень не менее 80 вузов не менее чем из 40 субъектов РФ, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы;

— к 2024 г. указанные вузы должны достигнуть определенных показателей, обеспечивая подготовку студентов по адаптивным, практико-ориентированным и гибким образовательным программам высшего образования.

«Новые возможности для каждого»:

— формирование современных программ непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения).

— подготовка научно-педагогических работников и организаций работодателей к реализации современных программ непрерывного образования для всех граждан, обучение в образовательных организациях высшего образования.

«Социальная активность»:

— создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов в т.ч. в сфере добровольчества (волонтерства).

«Экспорт образования»:

— увеличение не менее чем в 2 раза количества иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организация, а также реализация мер по трудоустройству лучших из них в РФ.

В структуре национального проекта «Наука» три федеральных проекта, из которых один имеет отношение к вузам. Это – проект «Развитие научной и научно — производственной кооперации». Основные задачи для вузов, отраженные в этом проекте:

— создание научно-образовательных центров (НОЦ) по приоритетным направлениям научно-технологического развития;(НОЦ – это интеграция университетов и научных организаций и их кооперация с организациями реального сектора экономики);

— вовлечение в разработку передовых технологий крупные и средние российские компании;

— обучение по образовательным программам НОЦ;

— с участием организаций – участников НОЦ разрабатываются и передаются для внедрения и производства в реальный сектор экономики передовые технологии (ежегодное задание по их количеству);

— организациям- участникам НОЦ устанавливается ежегодное задание по количеству патентных заявок на изобретения в РФ и за рубежом.

Нацпроект «Цифровая экономика» по структуре включает 6 федеральных проектов. Это один из самых актуальных и сложных проектов. Он переплетается с несколькими другими нацпроектами, реализация которых зависит от уровня цифровизации экономики и социальной сферы.

Наибольший интерес для вузов представляет проект «Кадры для цифровой экономики» и основными задачами которого являются:

— обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий;

— создание центра ускоренной подготовки специалистов совместно с компаниями цифровой экономики;

— грантовая поддержка образовательных организаций, имеющих лучшие результаты в преподавании «Математики», «Информатики» и «Технологии».

— разработка цифровых учебно-методических комплексов и учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для реализации общеобразовательных и дошкольных программ, среднего профессионального образования по предметам «Математики», «Информатики» и «Технологии»;

— создание центров для разработки модели «Цифровой университет», его внедрение.

— создание общедоступного бесплатного онлайн-сервиса по освоению цифровой грамотности;

— обучение по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов;

— разработка и запуск интернет-сервиса по самооценке гражданами ключевых компетенций цифровой экономики.

Необходимо отметить, что КБГУ, в силу своего статуса, обязан решать задачи и добиваться целей, определенных в федеральных проектах, ответственными исполнителями которых являются Министерство науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ.

Наряду с этим необходимо принять активное участие в реализации региональных проектов и программ социально-экономического развития республики. Предоставляются реальные возможности установления тесных взаимосвязей с органами исполнительной власти, муниципальными образованиями, субъектами экономики и предпринимательства. Участвуя в выполнении работ и мероприятий, в том числе и через конкурсы и аукционы, можно привлечь и внебюджетные для КБГУ финансовые ресурсы.

В целях выполнения вышеуказанных задач в рамках национальных проектов и программ развития экономики республики заключены двухсторонние соглашения между КБГУ и четырьмя республиканскими Министерствами: Министерство экономического развития КБР; Министерство инфраструктуры и цифрового развития; Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КБР; Министерство сельского хозяйства КБР.